Общие проблемы двух государств. Пишем - в Украине, заменяем - в России! #художественное_образование #уровень_мастерства #престиж_профессии #статус_преподавателя #культура Кризис художественного образования в Украине В последние годы кризис художественного образования в Украине стал очевиден даже слепым. Отсутствие внятной государственной политики в отношении художественного образования, развал советской системы начального, среднего и высшего художественного образования, катастрофическое падение уровня мастерства, инициативы ввести практики современного искусства в учебные программы художественных ВУЗов привели к полному хаосу в этой сфере. Для себя я определил четыре благородные истины основных причин этого кризиса. Давайте разберёмся по пунктам. 1. Проблема первая - Отсутствие четко сформулированной государственной политики в отношении художественного образования. Как известно нашему государству художники не нужны, а значит и художественное образование тоже. Независимой Украине досталось очень неудобное и громоздкое наследство от СССР. Это и союз художников – вторая после армии организация в республике по владению недвижимым имуществом, художественные вузы – фабрики дипломированных безработных, художественные школы, студии и кружки. Всё это напоминает эдакий чемодан без ручки, и бросить жалко – и содержать дорого. Быть может уже поздно говорить о стратегическом значении политики в сфере культуры. Можно лишь констатировать полный провал в этом направлении. Единственный четкий тезис, который был сформулирован в начале 90-х -, это вектор движения в сторону почвенного национализма – рушников, Шевченка, вышиванок и прочей псевдо-патриотичной шароварщины. В отношении художественного образования это звучало как – Делайте что угодно, только чтоб по-украински и патриотично, желательно с народными мотивами, в вышиванке, с портретом Шевченко в рушнике. Сигнал уловили, и в художественных школах появились рушники в натюрмортах, венки с лентами на головах натурщиц, композиции на тему «Шевченко в моей жизни». В общем это были чисто внешние проявления - декорирование лентами и вышивкой остывающего трупа советского художественного образования. 2. Проблема вторая – Падение исполнительского мастерства. Поскольку молодое украинское государство не нуждалось в большом количестве художников престиж профессии стал неумолимо падать вместе с исполнительским мастерством. С очень редкими оставшимися госзаказами прекрасно справлялись высококвалифицированные мастера старшего поколения, получившие хорошее художественное образование ещё при Советском Союзе. Остальные художники переориентировались на работу с галереями частными заказчиками или поменяли профессию. Всё это не мотивирует учащихся к овладению мастерством. О том, что старые мастера кончатся, а новых не будет никто не подумал. Мало кто захочет потратить 12 лет на художественное образование чтобы потом оказаться безработным. В результате падения престижа профессии в художественные школы и ВУЗы стали приходить учащиеся по принципу отрицательного отбора. Разрушилась последовательная советская система отбора самой талантливой молодежи - начиная от изостудий и кружков, художественных школ, техникумов и заканчивая училищами и институтами. Ситуация также усугубилась низким финансированием художественных учебных заведений и общим падением социального статуса преподавателей. Упал и социальный статус художника, в глазах общества художник перестал быть носителем высокой культуры. Художник стал маргиналом. Конкурса в художественные ВУЗы практически нет, поступить можно не умея рисовать вообще, от слова совсем. Главное хорошо сдать ЗНО по украинскому языку и истории Украины. Таким образом система художественного образования превратилась в систему имитации художественного образования. Преподаватели и студенты создают видимость учебного процесса. Такая система образования, лишенная основательного изучения фундаментальных дисциплин, не может дать квалифицированных специалистов. 3. Проблема третья – Современное искусство. Традиционно, в художественных учебных заведениях изучают реалистический метод изображения человека. Это является ядром всего художественного образования. Потому что метод реализма предполагает всеобщие объективные критерии оценивания. Основной темой искусства западной цивилизации является Человек. И не просто человек, а человек традиционного общества. Однако и эти фундаментальные основы художественного образования сегодня поставлены под вопрос. В последнее время осуществляется множество попыток ввести в учебные программы художественных ВУЗов практическое изучение современного искусства. Абсурдность этих инициатив заключается в том, что в современном искусстве отсутствуют какие-либо критерии в том числе и критерии оценивания. Основным отличием современного искусства от традиционного является то, что в современном искусстве всё воспринимается как неповторимый личный опыт, существующий вне категориальной философии. А то, что неповторимо и сравнить-то не с чем. Это делает невозможным существование современного искусства в системе академического образования как практической дисциплины. Но не исключает изучение современного искусства как теоретической дисциплины. 4. Проблема четвертая – трудоустройство. Существующая система художественного образования не ориентирована на современный рынок труда. Сегодня профессия художника является востребованной в игровой и кино-индустрии. На рынке труда ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов в этой области. От части это вызвано неповоротливостью и закостенелостью государственных художественных учебных заведений. Государственные ВУЗы выпускают специалистов, в которых была потребность 50-70 лет назад. Существующая система художественного образования предполагает 6 лет обучения в художественной школе или 3-5 лет в художественном техникуме потом ещё 6 лет в художественном институте - в общей сложности это 9-12 лет учёбы. В голову не укладывается, что сейчас студент тратит 6 лет на то, чтоб в конце концов создать сложнейшую дипломную работу в технике скажем мозаики, гобелена или вытесать скульптуру из гранита и после окончания вуза сесть за изучение программ 3ds Max или Zbrush. Стало очевидно, что существующие учебные программы нуждаются в коррекции в соответствии с запросами сегодняшнего дня. Поскольку система государственного художественного образования ещё не успела перестроится инициативу перехватили коммерческие частные курсы и студии на любой вкус и цвет. Но видимое изобилие предложений всевозможных онлайн курсов по созданию персонажей и анатомии для художников за 8 занятий вряд ли может заменить стационарное художественное образование. Подобные курсы, возможно придадут большую уверенность в себе, огромному числу людей без художественного образования, но уже работающих по специальности художник. Парадоксально, но тем не менее, знание программ является большим преимуществом, чем знание акварели или техники масляной живописи. Выводы из вышесказанного можете сделать сами.